Умение слушать

Умение слушатьВо всех учебных пособиях по психологии отношений, основным правилом для того, чтобы расположить к себе человека, является умение слушать собеседника. Это — обязательное условие для любых методов влияния на человека. Независимо от причины — будь то желание познакомиться,  просьба о помощи, установление доверительных отношений или манипулирование, – важно расположить человека к себе, сделать так, чтобы собеседник получил удовольствие от общения с Вами. О том, как важно умение слушать собеседника, я и хочу поговорить в этой статье.

 

Для любого человека самое приятное в общении – это возможность высказаться, рассказать о себе, о своих делах. Как бы не был замкнут человек, как бы ни старался он подальше от чужих глаз спрятать свои чувства, интересы и проблемы, потребность высказаться, освободиться от груза переполняющих душу мыслей и эмоций есть у всех. Да это и понятно – невысказанные печаль и радость, осуждение и одобрение, победы и поражения становятся тяжёлым грузом, давящим на нашу психику. Мы складываем в душе свои эмоции, боясь доверить их окружающим, потому что боимся, что нас не поймут, что наши внутренние переживания никому не интересны, что высказав их мы будем выглядеть глупо и смешно. И в общем-то, это действительно так: у каждого свои проблемы и переживания, их и так «выше крыши», голова от них «пухнет», не до чужих забот, — в своих бы разобраться!

Вот так и живёт человек с грузом неразделённых переживаний, которые со временем набирают вес и давят на его психику, принося новые проблемы и даже болезни. Он замыкается в себе не веря в искренность и понимание, считает бестактностью разговоры с другими о своих проблемах, в большинстве случаев справедливо полагая, что его желание получить искренние сочувствие и поддержку растворятся в пустоте безразличия. А поделиться своими переживаниями так хочется!..

Поэтому в нашей жизни очень ценятся люди, которые умеют слушать. Ведь человеку, привыкшему к безразличию и непониманию, важнее всех ценных подарков и хвалебных речей будет возможность просто высказаться, излить свою душу тому, кто поймёт, кому интересны твои мысли. Неважно даже, поддержит такой собеседник тебя или будет в чём-то не согласен, главное – ему интересны твои мысли, твои слова. Он не безразличен, как многие, к твоим чувствам, а разделяет их, пытается помочь и снимает тяжесть неразделённых эмоций с твоих плеч. Естественно, к этому человеку мы сразу чувствуем глубокую симпатию и начинаем ему доверять.

 

В политике, бизнесе, рекламе и прочих деловых сферах деятельности, основанных на воздействии на психику человека, очень серьёзно относятся к умению слушать. Сравнительно недавно создана и успешно развивается специальная наука для управления людьми – нейролингвистическое программирование (НЛП), которая предлагает очень результативные методы манипулирования, в которых одним из самых действенных способов подчинения человека своим целям, является именно способность выслушать собеседника, дать ему возможность раскрыться, высказаться и овладеть его расположением и доверием. А человеком, который доверяет вам, намного легче и надёжнее управлять, чем теми, кто подчиняется силе принуждения. Но, с моей точки зрения, НЛП – хоть и продуктивная, но всё же далеко не всемогущая технология. По той простой причине, что основой её является расчёт, достижение цели и отсутствуют искренние человеческие чувства, которые ни под какие технологии подогнать нельзя.  Как бы то не было, формальные внимание и доброжелательность не могут заменить искреннего участия и душевной близости, поэтому совершенными их назвать нельзя.

 

А вот простой, душевный разговор, когда люди не только слушают, но и слышат друг друга, очень сближает! Я подчеркнул слово «слышат», потому что очень часто можно наблюдать, как человек, всем своим видом показывающий, что внимательно слушает вас, на самом деле вас не слышит. Ему абсолютно безразличны ваши чувства, вежливость или служебное положение обязывают его выслушать вас, но что вы говорите, ему абсолютно всё равно, он занят своими мыслями и просто ждёт окончания вашего монолога. Чтобы затем, «ухватив за хвост» ваши последние слова, сделать вид, что слушал вас очень внимательно. Разумеется, никакого доверия такой разговор не вызывает, а о близости чувств и вообще речи быть не может. Тот же результат получается при общении, когда собеседники вроде и слышат друг друга, но каждый торопится высказать своё мнение, считая его наиболее важным, и не вникает в сказанное другими.

Часто, уметь выслушать собеседника, прочувствовать его состояние и настроиться на «одну волну» с ним бывает очень сложно. Сближение происходит только тогда, когда человек вам действительно интересен, когда вы умеете почувствовать, какие слова ему нужны. Когда от всей души рады его удаче или  искренне переживаете его проблемы. Когда боитесь обидеть его своим равнодушием или скучным зеванием. Когда верите ему и стараетесь продолжить его мысль, если он «запнулся». Когда понимаете собеседника с полуслова, но рады выслушать его полностью, не показывая что вам всё уже известно. Не обрываете его словами: «ты уже это говорил» или «это я знаю», а слушаете так, как будто слышите всё впервые. Это всё и называется любовью к человеку, и делает нашу жизнь наполненной и интересной. Ведь каждый человек интересен и привлекателен по-своему, и если мы сумеем установить с ним доверительные отношения, то нам откроются удивительные возможности узнать много нового и интересного для себя. А при желании можно и сделать этого человека своим спутником и верным другом на всю жизнь.

Не обижайте людей недоверием и безразличием, и они отплатят вам своей любовью и желанием помочь. А такое отношение людей сделает лёгкой дорогу к любой мечте!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
↓