Мудрость Библии. Чувство вины

media-65704-2Недавно я решил написать статью о том, как избавиться от чувства вины. Планировал описать 5 способов, размером в 1-2 абзаца. Один из этих способов должен был называться «Читайте Библию» и рассказывал бы о том, как эта священная книга относится к самообвинению. Взялся читать Библию. Но так как я всегда несерьёзно относился к чтению и пониманию этой книги, то сразу возникли две проблемы – где в ней найти именно тот материал, который меня интересует и как понять то, что там написано. Ведь без соответствующей подготовки и знаний, Библия может показаться скучной, «заумной» книгой, далёкой от современной реальности. Я понял, что сам не смогу в ней разобраться. Поэтому, на протяжении нескольких недель (в свободное от работы время :-)) искал в Интернете материалы на интересующую меня тему – слушал проповеди и интервью со служителями церкви, читал статьи на христианских сайтах. Изучая, таким образом, Библию, я понял, что написать о ней несколько строк, как я планировал, мне не удастся – слишком обширная тема. Поэтому, тогда, я разместил на сайте статью с четырьмя способами избавиться от чувства вины. А об отношении Библии к этой проблеме написал отдельную статью, которую я вам и предлагаю сейчас прочесть.

 

Вообще Библия – удивительная книга! Так как она является носителем Законов Божьих, то авторитет её непререкаем. Зато толковать её можно абсолютно по-ivanразному. Чем и пользуются представители власти и различных верований. Да и вообще все те, кто хочет свой образ жизни, свои мысли и поступки оправдать каким-нибудь изречением из «Слова Божьего». Приведу пример, непосредственно относящийся к теме этой статьи.

В Святом писании, в первом послании святого апостола Иоанна (3 глава, 20 стих), есть такие слова: «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче 1 Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё».

Довольно много христиан толкуют этот стих таким образом: Наше сердце – это наша совесть. Значит, если сердце осуждает нас, то и Бог нас осуждает. Потому что сердце – мерило и критерий Божьего взгляда на нас.

Такое толкование было особенно распространено в те времена, когда Церковь обладала абсолютной властью, управляла судьбами государств и народов. Потому что чувство вины делает людей покорными, ими легче управлять. Когда прихожанам, посещающим церковь, постоянно внушается мысль о том, что все они – грешники, праведников нет, каждый обязательно в чём-то виноват перед Богом, и искупить свою вину можно только страданиями, то, естественно люди начинают верить в это. И с покорностью подчиняются служителям церкви, дабы получить прощение и отпущение грехов.

 

374149426Сегодня же, всё больше служителей церкви толкуют слова апостола Иоанна иначе. Дело в том, что Библия написана на старославянском языке, и для того, чтобы донести смысл священного писания до современных людей, её нужно перевести. Особенно значимые места в этой книге отмечаются переводчиками курсивом. Интересно то, что выражение «кольми паче», хоть и выделено курсивом при переводе, но не переведено на современный язык, а написано в старославянском варианте. Потому что выражение это может иметь два значения – «тем более» и «больше того». Хоть эти значения в словарях и являются синонимами, но в данном случае они имеют абсолютно противоположный смысл. Можно прочесть этот стих так: «Если наше сердце осуждает нас, то Бог – тем более, потому что он больше сердца нашего и знает всё».

А можно и так: «Если наше сердце осуждает нас, то Бог больше его, и только Он знает всё». Смысл стиха становится противоположным. То есть сердце наше не является Богом, и не ему решать, виновны ли мы. В подтверждение истинности именно этого смысла, есть бесконечное множество примеров. Хотя у апостола Павла в послании римлянам сказано, что тогда они будут судимы согласно тому, жили они по совести или нет, это совсем не обозначает, что совесть человеческая – это абсолютный критерий истины. Ведь далеко не всегда человеческая совесть работает нормально. Бывают случаи, когда мы корим себя за то, в чём невиновны. Мы обвиняем себя за какой-то поступок, а через некоторое время оказывается, что мы были правы. Ложь и клевета также могут заставить совесть истязать нас. А бывает и так, что мы нарушаем закон божий, а наша совесть молчит. Или даже хвалит нас за какой-то «геройский поступок», хотя тот таковым на самом деле не является. Бывает, люди отказываются делать правильные вещи, отговариваясь: «Совесть не позволяет». А может быть и так, что совесть даже заставляет совершать грех во имя, как людям кажется, «правого дела». Например, обокрасть того, кто обкрадывает других. Или отомстить казнью тому, кто убил любимого человека. Поэтому и в Библии написано, что совесть может быть как чистой, так и немощной, осквернённой, не чистой.

Получается, что наше сердце, наша совесть только кажутся нам истинным мерилом справедливости. На самом же деле, единственный критерий Высшей Справедливости, по Библии, — Слово Божие, Закон Божий. По которому мы и должны жить.

 

Хоть в Библии и нет такого словосочетания – «Чувство вины», но всё же эта книга даёт понимание того, как относиться к  голосу совести, который изматывает душу и заставляет нас мучиться. Помогает0b1096825c052353e8000974a627ee9b избавиться от постоянной депрессии, возникающей из-за того, что мы мучаемся осознанием своей вины перед кем-то, укоряем себя за свои поступки и слова.

В первом послании Иоанна, 1 глава, стих 9, мы читаем: » Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». То есть, если перевести на современный язык, этот стих будет звучать так: «Если мы исповедуемся в грехах наших, то Бог, неизменно и со справедливостью, прощает нам грехи и очищает нас от всей неправедности». Что же это значит — «…исповедуемся в грехах наших»?

Можно год за годом ходить в церковь на исповедь, «каяться» священнослужителю в своих грехах, получать прощение от имени Господа и в то же время чувствовать постоянную тяжесть вроде бы отпущенного уже греха. А можно без участия церкви и соблюдения соответствующих обрядов заслужить прощение Бога и очистить свою душу от тяжкого чувства вины. Потому что исповедь – это не просто чистосердечное повествование о своих грехах с целью получить их отпущение. Это принятие реальности своей вины, анализ ущерба, морального и физического, нанесённого тому, кого Вы обидели, и готовность заплатить за свой грех. Проще говоря, — Осознание, Раскаяние и Искупление.

 

Осознание реальности своей вины – очень хороший способ разобраться, а действительно ли ты виноват? Зачастую бывает, что люди истязают себя укорами за то зло, которого в действительности не совершали. Например, жена со злостью укоряет мужа в том, что он ничего не делает по дому. Заставляет его сходить хотя бы в магазин за хлебом, чтобы хоть какой-то толк от него был. Муж одевается и идёт в магазин. По дороге его сбивает машина и вскоре он умирает. Неутешная вдова обвиняет себя в том, что стала причиной смерти мужа и всю оставшуюся жизнь истязает себя упрёками и обвинениями. Но действительно ли эта женщина виновата в смерти мужа? Конечно нет! Она — лишь маленькое звено в большой цепи роковых обстоятельств, не более. Но доказать ей это бывает очень трудно. А то и невозможно…

Таких примеров можно привести огромное количество. Люди сами обвиняют себя за то, в чём не виноваты, или, покоряясь влиянию всевозможных манипуляторов, позволяют управлять собой, испытывая чувство вины. Поэтому в первую очередь стоит подумать – а действительно ли я виноват (виновата)?

Затем, если я действительно признал себя виноватым, стоит хорошо подумать о причинах моих поступков. Что послужило поводом поступить так, а не иначе? Может быть, это мой характер? Или влияние родственников и друзей? А может быть, просто у меня было испорчено настроение, и я выплеснул негативную энергию на первого встречного? В общем, причина всегда найдётся.

Когда нашёл причину, надо постараться войти в положение того, перед кем я считаю себя виноватым и почувствовать его состояние, его боль, его потери. Надо оценить их. В деньгах, или в душевных переживаниях – неважно. Главное, — определить для себя цену, которую я готов заплатить за облегчение своей души, снятие с неё чувства вины. И тогда уже надо действовать! Искать способ искупить свою вину – кому-то понадобится заплатить порядочную сумму, а кого-то деньгами можно очень обидеть. Для иных людей тёплые слова и искреннее раскаяние имеют более высокую значимость, чем деньги…

isaiah37_isaiah-raphaelПо библии исповедь – это не только словесное раскаяние. Это готовность искупить свой грех, не только в мыслях, но и реальными действиями. Пророк Исайя, в своём первом послании, писал:

«…13 Не носите больше даров тщетных: курение 2 отвратительно для Меня; новомесячий 3 и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как во́лну убелю 4…»

То есть Господь говорит: «Не нужно мне ваше лицемерное поклонение и плачи, нытьё и лживые раскаяния, они мне отвратительны. Если вы действительно раскаялись, не только перестаньте делать зло, но и делайте добро людям, будьте справедливыми защитниками слабых и добрыми помощниками нуждающимся в помощи. И тогда вы получите моё прощение».

Исповедь, раскаяние – это, прежде всего искупление, а не просто признание вины!

 

Даже если человека, перед которым мы провинились, уже нет на этом свете, это не значит, что свою вину перед ним уже нельзя искупить. Человек умер, обиды, которые мы ему нанесли, уже в прошлом, мыi уже ничего не сможем сделать для того, чтобы вернуть его и исправить свою ошибку. Но мы можем снять с души тяжёлое чувство вины, если будем относиться к другим, живым людям так, чтобы никогда не повторить ошибки, совершённые по отношению к покойному. Если мы укоряем себя в том, что были жестоки и несправедливы раньше, то, что нам мешает сейчас жить, и поступать так, чтобы больше не пришлось упрекать себя? Это и есть искупление вины перед человеком, которого мы больше уже не увидим – осознать, в чём именно была наша вина, и действовать. Поступать так, чтобы в будущем аналогичные поступки не повторялись. А это значит, менять себя. Это трудно, но это и есть искупление!

Чувство вины обычно действует на человека негативно – стрессы, безволие, замкнутость, расстроенная нервная система. Но это же чувство может быть хорошим стимулом для того, чтобы изменить себя к лучшему, стать счастливым человеком. Добиться этого не так уж сложно. Мы ведь не хотим, чтобы близкие люди повышали на нас голос, хамили нам, были равнодушны к нашим заботам и проблемам? Так почему же мы сами поступаем с ними именно так? Мы хотим, чтобы нас любили и заботились о нас, но почему-то не думаем о том, что и другие мечтают об этом же. А зря! Другие, особенно те, кого мы считаем близкими людьми, ждут от нас уважения, понимания и любви. Если мы не можем дать им всего этого, то вряд ли сами получим то же самое от них.

 

evangilie_bГосподь не ставит ни одну душу в тупик. Выход есть всегда. Только мы сами порой не хотим его увидеть. Нам лень трудиться, бескорыстно помогать людям, жертвовать своими принципами и привычками ради их любви. Мы оправдываем свои действия тем, что нам самим тяжело, и нет сил ещё о ком-то заботиться. Мы «обволакиваемся» своим чувством вины, как одеялом, и понемногу изводим сами себя, с каким-то мазохистским удовольствием отстраняясь от радости, любви, счастья. Мы не видим выхода, не хотим понять, что нужно просто скинуть это удушающее «одеяло» самоистязания и начать избавляться от чувства вины. Благотворительность, искренняя забота о близких, любовь к себе и к окружающему нас миру, вернут нам краски этого мира, доброе отношение людей и хорошее настроение. Да поможет нам Бог!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Старослов. Тем более, больше того  (назад)
  2. здесь – сожжение пищи на жертвеннике  (назад)
  3. новомесячие – начало каждого месяца, или новолуние, когда евреи приносили дополнительные жертвы и искали назидания у пророков  (назад)
  4. багряное и пурпур – символы крови; снег и во́лна (совершенно белая овечья шерсть) – символы чистоты  (назад)

Похожие статьи:

Мудрость Библии. Чувство вины: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
↓